Menu

Модернизация инфраструктуры детского сада путем создания в ДОО универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Падалко Ирина Геннадьевна,   заведующий МДОАУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» г. Орска
1 слайд
Этап дошкольного детства – время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
2 слайд
 Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на оды, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175; Государственная программа Оренбургской области «Доступная среда» на оды. В числе целевых индикаторов программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из таких учреждений является наш детский сад.
Комбинированный вид нашего учреждения позволяет внедрять интегративное образование и инклюзивную практику, т.е. организовывать коррекционные  для «особых» детей  группы совместно с общеразвивающими. В образовательный процесс дошкольной организации  включены дети разных категорий и разных возрастных норм. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Из 286 детей, посещающих наше образовательное учреждение 35 нуждаются в таких специальных условиях обучения и воспитания, это дети – инвалиды.
 3 слайд
Цель деятельности ДОО:
создание условий для реализации гарантированного всем гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
4 слайд
Задачи деятельности:
–       создание комфортного и уютного пространства для всех воспитанников ДОО;
– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
–       модернизация системы дошкольной образовательной организации по переподготовке педагогического персонала, специалистов, повышение квалификации всех членов коллектива;
–       создание междисциплинарной команды психолого-педагогического сопровождения для решения задач индивидуальной, групповой и межгрупповой деятельности, создания индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка с ОВЗ;
5 слайд
–       разработка и внедрение вариативных моделей образовательной интеграции для детей с ОВЗ, учитывающих интересы ребенка, его семьи, отечественный и региональный опыт специального образования;
–       создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами с целью расширения социального пространства воспиатнников;
–       обязательное включение родителей ребенка-инвалида в образовательный процесс, их особая целенаправленная подготовка силами специалистов организации.
Интеграционный процесс дошкольной образовательной организации предусматривает как уход и заботу об «особых» детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Модели интеграции основаны на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями, что позволяет родителям с детьми сделать выбор образовательных услуг по медицинским и психолого-педагогическим показаниям.
6 слайд
 Какие же модели интеграции предлагает наша организация:
группа дневного пребывания для детей с ОВЗ – комплектуется городской ПМПК с целью предоставления образовательных услуг для детей с ОВЗ в режиме 12 часового пребывания в ДОО.  На базе нашего образовательного учреждения открыты 1 группа для детей с нарушением слуха и 2 группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» – комплектуется с целью оказания детям-инвалидам систематической психолого-педагогической помощи, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей. В 2015-16 учебном году  данной моделью воспользовались 10 семей детей с ОВЗ.
  • Лекотека организована для родителей и детей, которые не могут посещать группу по состоянию здоровья или развития. Специалистами нашего учреждения проводятся индивидуальные занятия с детьми в форме надомного обучения. Дети, не посещающие группу, совместно с родителями участвуют в музыкальных праздниках и развлечениях. Таких ребят с диагнозом ДЦП у нас двое.
  • Консультативный пункт создан с целью осуществления единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям в развитии ребенка.
Деятельности дошкольной образовательной организации по внедрению вариативных моделей образовательной интеграции – это инновационный процесс, основным принципом управления которым является включение в принятие решений и их выполнение всех участников образовательного процесса.
Роль координатора данного процесса выполняет Консилиум ДОО. Он определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение, которое содержит обобщенную характеристику структуры развития ребенка и рекомендации по созданию специальных условий и разработке адаптированной образовательной программы (если это необходимо).
7 слайд
На наш взгляд совокупность специальных условий образовательной организации можно представить в виде «матрешки», где каждый из предыдущих уровней включается и проявляется в последующих.
Мы рассмотрим это на примере ребенка с диагнозом «Нарушение слуха».
  1. Специальные образовательные условия общие:
Ребенок по заключению ПМПК и заявлению родителей (законных представителей) зачисляется в образовательную организацию - детский сад, оборудованный в соответствии с требованиями ФГОС.
Ребенок оформляется в группу для детей с диагнозом «Нарушение слуха», в которой созданы условия для развития и комфортного, безопасного пребывания ребенка с данными особенностями. Коррекционно-развивающий образовательный процесс осуществляют квалифицированные специалисты ДОО.
В группе функционирует класс со всем необходимым для ребенка с нарушением слуха оборудованием в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.
Для ребенка разрабатывается адаптированная программа, индивидуальный образовательный маршрут; индивидуально настраивается аппаратура, подбирается диагностический и развивающий материал, выстраивается психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение, как один из неотъемлемых компонентов, в максимальной степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей как технические средства обучения (далее – ТСО), в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  на первый план помимо создания безбарьерной архитектурной среды, как важнейшего для них условия организации образовательных условий, выходят особенности построения программно-методического обеспечения, в частности, организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида вследствие ДЦП. 
Презентация оборудования.
8  - 11 слайды
Специальные образовательные условия общие: фото участка, кабинетов, спортплощадки, музыкального зала.
 В детском саду на стадии проектирования для детей с ОВЗ были предусмотрены пандусы, широкие кабинки в туалетных комнатах, поручни. Оборудованы музыкальный зал и кабинеты. Спортивная площадка с безопасным резиновым покрытием, игровые участки и зоны отдыха.
12-15 слайды
Общеспецефические условия: представлены на  фото безбарьерной среды групп компенсирующей направленности. Закуплено развивающее и спортивное оборудование, игры и игрушки.  Крупные мягкие модули позволяют детям  трансформировать  и моделировать среду группы.
16-20 слайды
  1. Частноспецефические условия: тренажеры, сухой бассейн, класс со звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийный компьютер с необходимыми переферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор) и выходом в Internet в кабинете для индивидуальных/групповых занятий, музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги. Специальные компьютерные образовательные и развивающие программы для детей с ОВЗ.
21-23 слайды
  1. Индивидуально ориентированные образовательные условия:
         – дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны;
         – наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы);
– кресла для индивидуальной работы;
– индивидуально настроенная аппаратура.
Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с ОВЗ «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка.
И в заключении маленький фильм 2 минуты о нашей жизни.

Наши контакты

Адрес корпус №1
462403 Оренбургская область, г.Орск, ул. Краматорская 9В
Тел: 8 (3537) 23-61-71
Адрес корпус №2
462403 Оренбургская область, г.Орск, пр. Мира 19 Б
Тел: 8 (3537) 21-33-60

Ссылки на ресурсы

Голосование

Оцените наш садик

Хороший - 12.1%
Очень хороший - 11.1%
Прекрасный - 4%
Замечательный - 12.4%
Самый лучший - 60.4%
Голосование по этому опросу закончилось